Методики психотерапии

Методики психотерапии
(psychotherapy techniques) – основными считаются следующие (Пейзер, 2005).

А. Разговор с фокусироваием на интеллекте:

1. свободные ассоциации (см.);

2. анализ сновидений – изучение сюжетов сновидений, в которых, как предполагается, имеется некое скрытое желания, то есть желание, часто связанное с какой-то психотравмирующей ситуацией, имевшей место в прошлом. Скрытое значение сновидений может быть рекомендацией внутреннего Я сознательной личности. Многие сновидения завершаются решением актуальной проблемы;

3. недирективное интервьюпациент получает возможность высказываться обо всём, что представляется ему имеющим значение. Психотерапевт ограничивается повтором или перефразированием его высказываний и описанием выраженных им эмоций. Пациенту предлагается скорректировать или подтвердить правильность его понимания психотерапевтом;

4. воображение – при проведении эйдетической психотерапии или имаготерапии пациенту предлагают мысленно представлять нечто для него важное. Например, унижение при неудаче, а затем гордость в связи с успехом. Потом от него требуется детальное описание эмоций в обоих случаях. Скрытое послание к нему состоит в том, что он может контролировать ситуацию и может сам делать выбор в пользу чувства успеха или чувства неудачи;

5. директивное интервью – пациенту предлагают ответить на фиксированную последовательность вопросов или заполнить опросник;

6. анализ видеозаписей поведения – пациенту предлагается интерпретировать показанный ему видеоматеривал с заранее оговорёнными характеристиками (обычно его собственного поведения);

7. интерпретация - в терапии разрешения конфликтов пациенту предлагают концептуализировать природу конфликта, лежащего в основе его проблемы, а затем найти её решение.

8. румпельштильцхен (гном в немецкой мифологии) – магия «правильного слова» или интерпретативной фразы, адекватного названия проблемы, после чего пациент может оказаться способным продемонстрировать значительную положительную динамику;.

9. конфронтация - внимание пациента центрируется на его отказе взять на себя ответственность за лечение. Менее существенные его ошибки маркируются как иррациональные;

10. юмор – используются различные стили юмора: преувеличение до абсурда, пародирование обречённого на неуспех поведения, тактичное высмеивание неразумных поступков и сарказм, тщательно сбалансированный с невербальными проявлениями эмоционального тепла и принятия пациента;

11. противоречивые сообщения – согласие на словах с пессимизмом пациента, но с невербальным выражением желания ему помочь. Далее его негативные высказывания доводятся до логического завершения или немедленного и поверхностного согласия с высказыванием «я никуда не гожусь»;

12. беседа по телефону – особенно показана тревожным пациентам, воспринимающим психотерапевта как некую угрозу, а также подросткам;

13. молчание – важный технический приём в психотерапии. А.Адлер, например, часто скрещивал руки на груди и ничего не говорил пациенту с тем, чтобы побудить его к пересмотру своих выводов и мотиваций.

Б. Разговор – фокусирование на объекте:

1. поддержка – пациент рассматривается и как упавший духом человек, которому надо вернуть веру в себя. Поддержка может повысить его способность к совладающему поведению;

2. эмоциональный разговор – в тренинге ассертивности клиента учат произвольному выражению своих спонтанно возникающих эмоций, при этом поощряется намеренное использование местоимения «Я»;

3. поэзия – пациент поощряется к тому, чтобы выражать свои эмоции посредством чтения стихов, подобранных как им самим, так и психотерапевтом;

4. домашние животные – использование на сеансах психотерапии домашних животных пациентов;

5. смещение – замещение одной потребности какой-то другой, более адаптивной. Например, в программе АА приём алкоголя замещается дружеской поддержкой других участников;

6. релаксация – обучение упражнениям на расслабление мышечного тонуса;

7. гипноз – используется как вспомогательная процедура для снижения торможения или «интрапсихической цензуры» материала, вызывающего тревогу;

8. оживление эмоциональных воспоминаний – многие психотерапевты отмечают позитивный эффект ярких воспоминаний деталей психотравмирующей ситуации;

9. «стрижка» - в течение некоторого оговорённого периода времени пациент выслуживает тирады психотерапевта о своих недостатках, при этом никак не защищаясь;

10. «вопль» - в процессе поиска новой идентичности пациента обучают демонстрировать свои эмоции голосом.

В. Разговор – фокусирование на репетиции поведения:

1. воображение – представление в состоянии мышечной релаксации градуированных сцен, вызывающих наибольшую тревогу;

2. последствия – представление себе положительных, отрицательных и нейтральных последствий специфических поведенческих актов;

3. групповая терапия - используется как репетиция на на группе его повседневного поведения;

4. психодрама - широко использует театральные приёмы.

Г. Активация поведения:

1. моделирование – демонстрация адекватного поведения с целью отработки специфических навыков (например, спросить о том, сколько сейчас времени или пройти собеседование при трудоустройстве);

2. игровая терапияпсихотерапевт, наблюдает за игрой (чаще всего детей), он может задавать вопросы о персонажах и событиях в игре;

3. физическая активность – включает массаж, бег трусцой, осознание движений и физическое нападение с безопасными дубинками (надувными резиновыми);

4. арт-терапия – использование рисования и иных творческих заданий. Например, рисование настенных фресок вместе с другими участниками группы;

5. негативная практика – повторное воспроизведение дезадаптирующего поведения или размышления о нём до наступления состояния утомления.

Д. Факторы окружающей среды:

1. перенесение – обращение к психотерапевту, как к человеку, которому вполне можно доверять решение своих проблем;

2. социальная роль – психотерапевту следует избегать заведённых в обществе условностей (брать подарки и т.д);

3. триадное консультирование – участие в сеансах психотерапии других специалистов, играющих роль «подсадных уток», «адвокатов дьявола» и т.п..

Е. Непрямой контакт с пациентами:

1. тренинг, проводимый родителями или непрофессионалами – такие вмешательства планируются профессионалами, но выполняются людьми из естественного окружения пациента;

2. библиотерапия – психотерапия с помощью специально подобранных литературных тестов;

3. профилактика – консультации непрофессионалов по вопросам профилактики невротических расстройств.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Методики психотерапии" в других словарях:

  • Методики психотерапии (psychotherapy techniques) — Ниже приводятся конкретные примеры методик, используемых психотерапевтами для изменения поведения, когниций и эмоционального состояния клиентов. Разговор фокусирование на интеллекте Свободные ассоциации. Психотерапевт в свободной от оценочных… …   Психологическая энциклопедия

  • Методики коррекции аутизма — направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей. Аутизм психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга. Это явление …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • МЕТОДИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ —         Собирательное название психотерапевтических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем, субъективном пространстве. Примером подобного образа может быть визуальное представление такой фразы, как… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Институт психотерапии и клинической психологии — (ИПиКП) Международное название The Institute of Psychotherapy and Clinical Psychology Год основания …   Википедия

  • Эффективность психотерапии (II) (psychotherapy effectiveness) — Измерение Э. п. сложный процесс, к рый лучше всего можно понять в ист. контексте, исходя из поставленных вопросов и методов, используемых для ответа на них. Рост важности исследования эффективности Интерес к исслед. Э. п. рос вместе с развитием… …   Психологическая энциклопедия

  • Векторный подход к психотерапии (vector approach to psychotherapy) — В. п. п. постулирует, что все многообразие терапий по существу распределяется по 6 осн. векторам, или модальностям, указывающим направление роста. Выбирая один из мн. терапевтических методов, осн. на этих векторах, эклектически ориентированный… …   Психологическая энциклопедия

  • МЕТААНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ ГРАВЕ —         В 1994 г. была опубликована книга Граве и др. (Grawe K. et al.) «Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии», в которой проанализированы результаты исследований эффективности психотерапии, приведенные в литературе. В данной …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ —         Нарастающая тенденция интеграции психотерапии в общую медицину и превращения ее в общемедицинскую специальность заостряет вопрос об эффективности психотерапии предпосылках, критериях и методах ее оценки.         Требование разработки… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ —         С развитием психотерапии возрастает потребность в систематике используемых психотерапевтических методов. Каждый из них представляет собой способ лечебного воздействия на психику и через психику на весь человеческий организм. Понятие… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… …   Психотерапевтическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»